Педагогическая супервизия

Юза Хажирокова

Ответы в темах

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 13 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • в ответ на: ЦОР #5503
    Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
    Хранитель

       

      в ответ на: Термины и понятия #5493
      Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
      Хранитель
        • Активное слушание — практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
        • Виртуальное наставничество — тип наставничества, который использует видеоконференции, Интернет и электронную почту для наставников.
        • Коучинг — тренинг с персональным тренером (коучем). По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.
        • Куратор — сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа их социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
        • Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
        • Ментор — руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель.
        • Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
        • Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
        • Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
        • Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
        • Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
        • Развивающее наставничество — наставничество, при котором непосредственный руководитель не может быть наставником своего подчиненного, но, как правило, является участником процесса обучения своего подчиненного.
        • Тьютор (англ.) — неформальная педагогическая должность. Синонимы — репетитор, частный преподаватель, специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
        • Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
        • Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
        • Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) — сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели

         

        в ответ на: Статьи #5477
        Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
        Хранитель
          в ответ на: Обучение #5466
          Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
          Хранитель
            • Учитель-наставник – курс профессиональной переподготовки “Организационно-педагогическое сопровождение деятельности учителя – наставника в образовательной организации” https://clck.ru/343BTV
            • Курс «Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации» https://clck.ru/YJ7TE
            • Курс «Технологии наставничества в образовании: практические инструменты для сопровождения и раскрытия потенциала участников образовательного процесса» https://clck.ru/343Bht
            • Курс “Выстраивание системы педагогического наставничества” https://ropkip.ru/kursy/3197
            • Курс “Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации” https://ropkip.ru/kursy/3198
            • Курс дополнительного образования по теме «Наставничество в образовательной организации» https://www.prodlenka.org 
            в ответ на: Наставник #5445
            Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
            Хранитель

               

              Характеристика наставника Характеристика наставляемого Форма взаимодействия Цель наставничества
              Ученик – ученик
              Активный ученик, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.

              Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.

              Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований.

              Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.

              Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций и объединений

              Социально или ценностно дезориентированный ученик более низкого по отношению к наставнику уровня образования, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.

              Ученик с особыми образовательными потребностями.

              Ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов

              Успевающий – неуспевающий Достижение лучших образовательных результатов
              Лидер – пассивный Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков
              Равный – равному Обмен навыками для достижения целей
              Адаптированный – неадаптированный Адаптация к новым условиям обучения
              Учитель – учитель
              Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).

              Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

              Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.

              Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией

              Молодой специалист с опытом работы от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с учениками, другими педагогами, родителями.

              Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

              Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости

              Опытный педагог – молодой специалист Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы
              Опытный классный руководитель – молодой специалист Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы
              Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы Реализация психоэмоциональной поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив
              Педагог-новатор – консервативный педагог Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями
              Опытный предметник – неопытный предметник Методическая поддержка по конкретному предмету
              Студент – ученик
              Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды.

              Участник образовательных, спортивных, творческих проектов.

              Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим.

              Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности

              Низко мотивированный, дезориентированный ученик старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.

              Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных и образовательных возможностях ученик, желающий развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения

              Успевающий – неуспевающий Улучшение образовательных результатов и приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины
              Лидер – равнодушный Психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество
              Равный – равному Обмен навыками, взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность
              Куратор – автор проекта Совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки
              в ответ на: Наставник #5442
              Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
              Хранитель
                Обучите наставников
                • Определите сроки и формат обучения наставников. Это могут быть еженедельные занятия в течение месяца или двухдневный интенсив. Составьте программу обучения. Включите в нее обязательные темы:
                  1. Самоанализ и навыки самопрезентации.
                  2. Обучение эффективным коммуникациям.
                  3. Разбор этапов реализации программы наставничества.
                • Подберите методические материалы для наставников. Предложите им памятки «Руководящие принципы наставника» и «Качества успешных наставников».
                в ответ на: Наставник #5433
                Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
                Хранитель
                  Формирование базы наставников
                  • Если вы выбрали форму наставничества «Ученик – ученик», проведите работу со школьниками. Соберите сведения об активных старшеклассниках, успешных в учебе и пользующихся авторитетом у сверстников. Предложите им стать наставниками. Согласуйте решение школьников с родителями.Если в коллективе есть молодые специалисты и вновь прибывшие педагоги, школе придется организовать для них наставничество в форме «Учитель – учитель».
                  • Предложите опытным активным педагогам стать наставниками для начинающих коллег. Это можно сделать на педагогическом совете. Другой вариант – поручить руководителям профессиональных объединений педагогов включить в повестку заседаний вопрос о наставничестве.
                  • Пригласите в школу выпускников – активных, успешных в учебе и спорте студентов вузов. Расскажите им о наставничестве. Объясните, что они могут стать наставниками и помочь старшеклассникам в учебе, подготовке к конкурсам и соревнованиям. Так вы организуете наставничество в форме «Студент – ученик».
                  • Соберите от желающих заявления и согласия на обработку персональных данных. Утвержденной формы заявления нет. Будущий наставник может написать его в свободной форме или использовать готовый шаблон.
                  • Проведите собеседование с кандидатами. Обсудите кандидатуры наставников – учеников и студентов – с классными руководителями, наставников-учителей – с руководителями ШМО. Поручите куратору заполнить базу данных наставников.
                  в ответ на: Наставник #5432
                  Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
                  Хранитель
                    Как выстроить работу наставников и наставляемых
                    • После того как подготовите условия для запуска программы, приступайте к ее внедрению. Вместе с куратором сформируйте базы наставников и наставляемых, обучите наставников. Сформируйте наставнические пары или группы и организуйте их работу.
                    • Сформируйте базы данных наставников и наставляемых
                      Чтобы сформировать базы данных наставников и наставляемых, выявите, кому из учеников и педагогов школы необходим наставник. Определите, кто будет наставником и кому он будет помогать.
                    • Поручите классным руководителям собрать сведения о новичках, которым трудно адаптироваться в школе, об учениках с трудностями в обучении и о школьниках с особыми образовательными потребностями. Пусть они расскажут родителям и ученикам о возможностях наставничества, опишут ситуации, в которых наставник поможет школьнику. Это можно сделать на классных часах и родительских собраниях.
                    • Подготовьте списки молодых специалистов и вновь прибывших учителей. Передайте материалы куратору и поручите сформировать базу данных наставляемых. Ниже смотрите готовый образец базы данных.
                    • Чтобы сформировать базу наставников, определите лидеров среди учеников и опытных учителей. Это будут потенциальные наставники. Чтобы определить, какими качествами должен обладать наставник, используйте памятку.
                    в ответ на: Наставник #5429
                    Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
                    Хранитель
                      Подготовьте приказ о внедрении системы наставничества
                      • Составьте приказ о внедрении программы наставничества. Таким приказом вы можете утвердить положение о программе наставничества, саму программу и планируемые результаты ее внедрения. Оформить документы можно в виде приложений к приказу. Также укажите в приказе ответственного за внедрение наставничества и куратора, обозначьте их обязанности.
                      • Ответственным за внедрение наставничества обычно назначают замдиректора по учебно-воспитательной или методической работе. Куратором может быть работник школы или представитель социального партнера, если его деятельность связана с наставничеством, волонтерством, образованием и воспитанием.
                      • В обязанности куратора входит ведение базы наставников и наставляемых, обучение наставников, решение организационных вопросов и участие в мониторинге реализации программы. Также куратору предстоит проводить оценку вовлеченности в программу наставничества, готовить и подавать отчет в установленные сроки.
                      • Сведения о количестве участников школьной программы наставничества за 2023 год нужно направить до 20 января 2024 года (п. 4.9 распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145).
                      в ответ на: Наставник #5419
                      Хажирокова ЮзаЮза Хажирокова
                      Хранитель
                        Составьте программу наставничества
                        • Разработайте программу наставничества;
                        • Выделите в ней девять основных разделов: пояснительная записка; структура управления реализацией программы; этапы реализации программы; кадровые условия реализации программы; формы наставничества; мониторинг и оценка результатов реализации программы; критерии эффективности работы наставника; механизмы мотивации и поощрения наставников; дорожная карта внедрения программы наставничества.
                        • В пояснительной записке напишите, для чего вы разрабатываете программу.
                        • Укажите цели и задачи. Дайте трактовку терминов и понятий, которые используете в программе. После этого опишите структуру управления реализацией программы. Выделите направления деятельности и подробно пропишите, что предстоит сделать на каждом направлении. Укажите сроки и ответственных. Далее опишите этапы реализации программы.
                        • Нужно подготовить условия для запуска программы, назначить куратора, сформировать базу наставляемых, отобрать и обучить наставников и сформировать пары или группы.
                        • Вместе с куратором контролируйте ход реализации программы и подводите итоги. Выделите каждое действие в отдельный этап. Внутри этапов продумайте мероприятия. В разделе «Кадровые условия реализации программы» объясните, чем занимается куратор программы. Там же укажите, как формируются базы кураторов и наставляемых.
                        • Дайте описание форм наставничества в школе. В рекомендациях Минпросвещения их пять: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Студент – ученик», «Работодатель – ученик», «Работодатель – студент». Определите, какие подходят для вашей школы. Вы можете выбрать одну или несколько форм.
                        • Для каждой формы объясните, какие цели и задачи с ее помощью можно решить и каких результатов достичь. Дайте характеристику участников. Укажите, как взаимодействуют наставники с наставляемыми. Подробно пропишите механизм реализации модели. Зафиксируйте, какие мероприятия планируете для достижения результата.
                        • В разделе «Мониторинг и оценка результатов реализации программы» пропишите, как именно будете проводить мониторинг. Укажите, по каким показателям просчитаете успешность программы в школе. В отдельном разделе зафиксируйте критерии эффективности работы наставника.
                        • Также отдельно укажите, как будете мотивировать и поощрять наставников. Составьте список мероприятий, на которых подведете итоги, поздравите и наградите наставников грамотами и благодарственными письмами.
                        • Дорожную карту внедрения программы наставничества сделайте частью общей программы. Включите в дорожную карту мероприятия по внедрению программы. Предусмотрите работу по информированию педагогов и родителей о мероприятиях программы. Распишите действия, с помощью которых привлечете наставников к работе. Укажите сроки и ответственных.
                        • Чтобы проинформировать учителей и учеников о программе наставничества, разместите документ на школьном сайте. Опубликуйте описание форм наставничества и шаблоны заявлений. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы.
                      Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 13 всего)